|
Календарно- тематическое планирование программы
«Разговор о правильном питании»
Тематическое планирование по первой части программы «Разговор о правильном питании» составлено с учётом объёма изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся, их интеллектуальных и творческих возможностей и в соответствии с особенностями нашего региона. В ходе реализации используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
№ п/п |
Тема занятия |
Реализация через внеурочную работу |
Результат (продукт) реализации программы |
1 |
Важность правильного питания. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года.
|
Классный час «Сезонная пища» |
Гастрономическая карта учащихся |
2 |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
Внеклассное мероприятие «Спортивное питание» |
Памятка спортсмена |
3 |
Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Каждому овощу своё время. |
Внеклассное мероприятие «Кубань- кормилица ты наша!» |
Представление песен о Кубанских продуктах на новый лад |
4 |
Особенности национальной кухни.
|
Внеклассное мероприятие «Ярмарка народов» |
Представление национальных блюд |
5 |
Конкурс проектов «Витаминная семейка».
|
Классный час «Витаминная семейка». |
Сказка- малышка |
6 |
Гигиена школьника.
|
Викторина «Мойдодыр» |
Памятка о гигиене |
7 |
Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло.
|
Родительское собрание «Всё ли полезно, что в рот полезло» |
Памятка о здоровом питании |
8 |
Ты – покупатель. Молоко и молочные продукты.
|
Викторина «Купи-продай» |
Интерпритация магазина продуктов |
9 |
Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. |
Классный час «Традиционные рыбные блюда (уха, щука фаршированная)» |
Плакаты и стенгазеты |
10 |
Блюда из зерна. Плох обед, если хлеба нет.
|
Классный час «Традиционные мучные блюда» |
Проект «Кухня кубанских казаков» |
11 |
Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека.
|
Классный час «Как правильно утолить жажду» |
Сообщение о вредных напитках |
12 |
Какую пищу можно найти в лесу. . |
Классный час «В корзине у меня…» |
Мини- доклады о грибах и ягодах |
13 |
Бабушкины рецепты. Вкусные и полезные угощения. |
Викторина « Хорошо у бабушки в деревне» |
Буклет «Рецепты бабушки» |
14 |
Приглашаем на праздничный обед. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за обедом. |
Классный час «Правила этикета» |
Инсценировка «Царский прием» |
15 |
Составляем меню на день. Проект « Полезные продукты». |
Классный час Конкурс проектных работ |
Проекты учащихся |
16 |
Выпуск плаката «Здоровье- это здорово!»
|
Внеклассное мероприятие «Здоровье- это здорово!» |
Плакаты, стенгазеты, памятки |
Паспорт работы
Во втором классе мы с ребятами изучаем первую часть программы – «Разговор о правильном питании» на уроках окружающего мира. Работа по данной программе позволила обратить внимание детей и их родителей на проблему нерационального питания в современном обществе.
Моя методика реализации программы позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, предусмотренной ФГОС. Реализация программы «Разговор о правильном питании» проходит и через внеклассную работу.
Новизна программы. Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни, что является важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе. Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Исходя из этого, свою работу по реализации программы «Разговор о правильном питании» я стала строить через формирование модели патриотического воспитания на основе изучения, сохранения и восприятия учащимися различных аспектов их национальной принадлежности.
Цель программы «Разговор о правильном питании»: формирование у детей культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, через приобщение обучающихся к своим традициям, сохранение рецептов приготовления традиционных блюд.
Исходя из поставленной цели, сформулировали следующие задачи:
- изучить литературу о продуктах здорового питания;
- пропаганда здорового образа жизни;
- определить режим правильного питания младшего школьника;
- формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
- формировать и развивать представления детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;
- расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;
- формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
- развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывая свои действия;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
Ожидаемые результаты. Обучающиеся получат знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Одно из важнейших условий эффективного проведения внеурочных занятий — поддержка родителей. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае –котлеты, картошка, в худшем –посещение «Бистро». Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок, что ведет к заболеваниям ЖКТ.
Поэтому в программе часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основные формы и направления педагогической работы, используемые при реализации программы «Разговор о правильном питании».
Рабочая программа реализовывалась через разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Эффективность реализации программы «Разговор о правильном питании» обусловлена применением разнообразных форм, приёмов, методов воспитательной и образовательной деятельности. Я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу. Обязательным условием является занимательность изложения материала, ненавязчивость, отсутствие назидательности и поучительности.
Формы работы:
1. Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образноролевые игры, дискуссии, минипроекты и их защита, творческие мастерские, конкурсы, викторины и др.).
2. Фронтальная работа - это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
3. Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований. Работа над индивидуальными исследовательскими проектами детей. Все виды работ направлены на активизацию творческой активности детей, умение находить собственные оригинальные решения поставленных задач.
Методы работы:
1. Репродуктивный
2. Проблемный
3. Частично-поисковый
4. Объяснительно-иллюстрированный
5. Игровые методы.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога, родителей и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Средства работы: тетради, карточки, система голосования, ребусы, плакаты, настольные игры, презентации, анкеты, продукты, книги, памятки, буклеты.
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Проект реализуется через комплекс мероприятий, направленных на формирование элементарной грамотности и компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах здорового питания.
Для эффективного усвоения материала программы «Разговор о правильном питании» педагогами подобран практический материал в соответствии с возрастными особенностями детей: загадки, пословицы, художественные произведения, стихотворения, настольные игры, музыкально-ритмичные упражнения, кулинарные игры. Одной из форм реализации программы «Разговор о правильном питании» - являются беседы.
Участие родителей в реализации первой части программы «Разговор о правильном питании».
В процессе реализации программы «Разговор о правильном питании» надо помнить ещё об одном существенном правиле, лежащем в основе программы – в работу должны быть вовлечены и родители учащихся.
Во-первых, родители выступают в виде соавторов работ учащихся, во-вторых, в виде непосредственных авторов полезных блюд, в третьих, являются экспертами защиты и презентации проектов, активными зрителями и участниками мероприятий. Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: тематические родительские собрания, консультации по вопросам питания, дни открытых дверей, выставки, оформление стенгазет, анкетирование, вовлечение в подготовку и проведение мероприятий.
В процессе реализации программы вся работа строится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы - непременное условие эффективности решения поставленных задач. Первое время мне казалось, что с детьми работать проще, чем с родителями по данной теме. Ведь у них уже есть жизненный опыт, и сложилось свое мнение о питании и здоровом образе жизни. Поэтому мне предстояло решить следующие задачи: вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации программы.
Родители, бабушки и дедушки в моём классе принимают очень активное участие в практических занятиях по программе «Разговор о правильном питании», которые проходит в соревновательной, конкурсной форме с обязательными творческими заданиями. Именно родители готовят необходимое оборудование для занятий, помогают детям готовиться к творческим конкурсам. Присутствие родителей в качестве зрителей создает более теплую атмосферу, укрепляет связи семьи и школы. Родители являются организаторами экскурсий, походов, праздников. Участвуют в оформлении информационного стенда о правильном питании, помогают создавать презентации, тематические буклеты, газеты. Благодаря позитивной совместной деятельности по программе у родителей и обучающихся растет желание сотрудничать со школой, укрепляется связь семьи и школы, развивается взаимопомощь между детьми, родителями и педагогами, улучшается взаимопонимание между родителями и детьми, укрепляется семья.
Оценка эффективности реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Первый год работы показал, что программа актуальна, эффективна и оказывает существенную помощь в решении вопроса здоровьесбережения. Благодаря ей, не только дети, но и их родители задумались над проблемой правильного питания и стали осваивать основы здорового образа жизни.
Благодаря систематической работе над программой пришло понимание того, что питание - стратегический фактор здоровья, и его неполноценность недопустима, так как сказывается на способности к обучению, влияет на физическое развитие и репродуктивное здоровье и, главное, от того, что, как и сколько мы едим, зависит продолжительность нашей жизни. На данный момент я могу с уверенностью сказать, что работа над проектами программы «Разговор о правильном питании» развивает у обучающихся умение находить необходимую информацию, они овладевают алгоритмом деятельности при решении проблем, учатся анализировать объекты, сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед товарищами. Родители отмечают, что улучшилось общение между детьми, стали более самостоятельными, стали контролировать свое поведение, стали рассудительными, появилась заинтересованность узнавать и находить что-то новое. Учащиеся осознанно стали подходить к приёму пищи, личной гигиене. Ученики моего класса могут объяснить:
-какие продукты полезные и почему;
- что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным;
- в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью;
- что и как приготовить из рыбы;
-как правильно накрыть стол;
-как правильно вести себя за столом.
В результате работы по программе «Разговор о здоровье и правильном питании» дети учатся самостоятельно работать с информационными источникам, находить нужную информацию и выделять главное, познакомились с кулинарными традициями. Родители становятся активными помощниками учителя в организации мероприятий. В ходе реализации программы у детей повысился эмоциональный настрой на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Они самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов.
Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека. Цель моей работы еще не полностью достигнута. Приобщение к традиционной кухне и народным представлениям о пище может помочь не только вернуть на наш стол простые и забытые блюда, но и сформировать иное отношении к своему здоровью.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание –это залог хорошего самочувствия, работоспособности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Описание методики реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Внеклассное мероприятие: «Ярмарка народов».
Цель мероприятия – познакомить детей с эпизодами народных ярмарочных гуляний, воспроизвести некоторые моменты праздника, воспитывать интерес к истории своего народа, к его культуре и традициям.
Оборудование: костюмы скоморохов, Петрушки, русский народные костюмы для участников, музыкальное сопровождение, инвентарь для игр, национальные блюда.
(до начала праздника звучит песня В. Леонтьева «Ярмарки - краски»)
(выходят 2 ведущих)
Ведущий 1 - Эй, народ честной, шире рот открой!
Два раза не повторяем, поэтому один раз объявляем!
Ведущий 2 - Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Ведущий 1 -Добрый день, гости дорогие! Я вижу, что вы встaли ни свет ни зaря, примчaлись сюдa слoмя гoлoву, будете слушaть нас, держaть ушки нa мaкушке.
Ведущий 1 -В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Ведущий 2 -Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.
Ведущий 1 - Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.
Ведущий 2 - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Ведущий 1 - Хотите побывать на старинной ярмарке? (Зрители отвечают хором “Да”!)
Ведущий 2 -Тогда, Зазывалы – собирайте народ!
(под музыку выбегают скоморохи)
1скоморох На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
2 скоморох Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
1 скоморох И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!
2 скоморох Народ собирается,
Наша ярмарка открывается!
(под музыку «Коробейники» выходят Фома и Ерема)
Сценка «Фома и Ерёма». (окая)
Фома - Здорово, брат Ерёма!
Ерёма - Здорово, брат Фома!
Ф. – Куда путь держишь?
Е. – На ярмарку иду!
Ф. – На работу – так позади последних, а на ярмарку – наперёд первых! А кто тебе про ярмарку – то сказал?
Е. – Кума сказала.
Ф. – А кума откуда знает?
Е. – Кума всё знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома на ярмарке?
Ф. – Бывал.
Е. – Велика?
Ф. – Не мерил.
Е. – Сильна?
Ф. – Не боролся.
Е. – А кого ты на ярмарке видел?
Ф. – Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у неё узенькие, а лоб широкий.
Е. – Это ведь медведь был.
Ф. – Какой там медведь. Я прежде медведя видал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Е. – Да это волк.
Ф. – Всё ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает.
Е. – Это же заяц. Всё ты, брат Фома, байки сказывать горазд.
Ф. – Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётывает да стрекочет.
Е. – Да это ведь сорока. Ты, брат Фома, байки сказывать – то перестань. Давай – ка лучше песню весёлую споём.
(русская народная песня «Калинка - малинка»)
1 скоморох Шумит, ликует ярмарка, на улицу зовёт,
На ярмарку торопится народ.
2 скоморох А как на той на ярмарке всего, всего не счесть,
Игрушки там, и сладости, и карусели есть.
Сценка «Четыре кумы».
(4 девочки в русских национальных костюмах встречаются поочерёдно и ведут разговор)
1 – Здорово, кума.
2 – На базаре была.
1 – С ярмаркой поздравляю!
2 – Петуха купила.
1 – Ты, что, кума, глуха?
2 – Хочу жареного петуха. (под музыкальный проигрыш расходятся)
3 – Здорово, кума.
2 – На рынке была.
3 – Никак, ты, кума, глуха?
2 – Купила курицу да петуха.
3 – Прощай, кума.
2 – 5 рублей дала. (под музыкальный проигрыш расходятся)
4 – Добрый день, кума. Послушай…
2 – Муженьку несу покушать.
4 – Эй, кума, ты что, глуха?
2 – Жареного петуха. (под музыкальный проигрыш расходятся)
- Любили в старину водить хороводы. Приглашаем в хоровод
Хоровод «Где ты был, Иванушка?»
(Иванушка – главный герой стоит в центре круга, остальные дети водят вокруг него хоровод и припевают)
- Где ты был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
- Курочка по сенечкам зёрнышки клюёт,
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где ты был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
- Курочка по сенечкам зёрнышки клюёт,
Уточка по лужицам взад – вперёд плывёт,
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где ты был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
- Курочка по сенечкам зёрнышки клюёт,
Уточка по лужицам взад – вперёд плывёт,
Коровушка детям молоко даёт,
Иванушка в горенке песенки поёт.
Иванушка – А теперь садитесь, я буду беседу с вами вести.
1 скоморох – Да что ты, Иванушка, до беседы ли нам. Мы хотим повеселиться.
2 скоморох – Поиграй с нами.
проводится игра «Горелки» (или любая русская народная игра)
Скоморохи (хором) Пришла ярмарка с добром,
Мы сейчас для вас споём!
русская народная песня «Во деревне то было в Ольховке»
(появляется Петрушка)
Петрушка – Тра – ля – ля, тра – ля – ля
Здравствуйте, мои друзья!
Надел шапку на макушку,
Узнаёте, кто же я?
(все) – Петрушка!
П. – Угадали, молодцы!
Всё по свету шёл да шёл
Да на ярмарку пришёл.
Кто из вас скороговорки
Повторить сумеет звонко?
(учащиеся по одному выговаривают скороговорки)
П. – Молодцы! Награждение! (вручает сладкие призы)
П. – Ребята, я хочу вам дать советы, как вести себя на ярмарке. А вы не вертитесь, мотайте их себе на ус:
1. Следите, чтобы у вас глаза не разбежались.
2. Не ловите ворон, выбирайте хороший товар, а то ахнуть не успеете – все разберут.
3. Не надо бежать сломя голову к прилавкам
4. Не дайте продавцам морочить вам голову и заговаривать зубы
5. А если у вас денег куры не клюют, то угостите всех своих друзей.
6. И если их кот наплакал – не расстраивайтесь. Будет и на вашей улице праздник.
П. – Всем гостям моё почтение! До следующего представления!
1 скоморох - Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте – ка частушки!
2 скоморох - Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(девочки исполняют частушки)
все: Бугурусланские девчата
Не умеем мы тужить.
Без частушек – прибауток
Нам и суток не прожить
1. Петь мы можем целый день,
Не нужны нам рублики,
Лишь бы было весело
Нашей милой публике!
2. Ох, частушки хороши,
Их поем от всей души.
Но вы тоже не зевайте
А смелее подпевайте!
3. На гастроли мы хотим
ехать на Багамы,
Только вот не отпускают
Школа нас и мамы!
1. Мы частушки лихо пели –
Получили первый приз.
Нас со сцены не пускали,
Громко нам кричали «Бис!»
2. Мы частушки любим петь
Русские народные.
Каждый день мы их поем
Мы без них голодные!
3. От души мы вам пропели
Веселые частушки,
Мы нисколько не устали –
Жалко ваши ушки!
Все: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
1 скоморох – А сейчас – внимание, внимание!
2 скоморох - Приглашаем на весёлые состязания
проведение состязаний
- Конкурс «Силачи».
- Городки (кубики, кегли)
- Перетягивание каната.
- - в ложке перенести мячик от одной черты до другой.
5. Прыжки в мешках.
Бег в мешках – не просто гонки.
Мало тут одной силенки.
Тут и сильный упадет
И с дистанции сойдет.
Ну, скачите прыгуны!
Победителю – блины!
Скоморохи– Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
(представление блюд)
Информационные источники.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Разговор о здоровье и правильном питании» (методическое пособие для учителя), М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2014 г.
- Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
- Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент воспитания и социализации детей Письмо от 12 апреля 2012 года № 06-731
- . Кучменко Н. А., Коваленко Ж. В. «Технологии здоровьесбережения учащихся в начальной школе», ГОУВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», 2007.
- . Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «Вако», 2006
- http://school9tim.ucoz.ru/Raboty/Razgovor_2020/Realizaciya_pr/realizacija_programmy_razgovor_o_pravilnom_pitanii.pdf
- .http://school9tim.ucoz.ru/Raboty/Razgovor_2020/Realizaciya_pr/realizacija_programmy_razgovor_o_pravilnom_pitanii.pdf
- http://www.edu21.cap.ru/home/4643/baner1/prav%20pitanie/разговор%20о%20правильном%20питании.pdf
- http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-zdorovogo-pitaniya/2.htm
- https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/pravilnoe-pitanie-shkolnika/